С 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 265-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий ряд существенных изменений в порядке освобождения баз данных и программного обеспечения от НДС в рамках «IT-маневра».

Что такое налоговый маневр в IT-отрасли

«Налоговый маневр» в IT-отрасли или «IT-маневр» — это просторечное название комплекса законодательных поправок, затрагивающих порядок налогообложения российских IT-компаний.

Федеральный закон № 265-ФЗ, принятый 31 июля 2020 года изменил порядка уплаты и применения льгот по НДС и налогу на прибыль при получении доходов от реализации программного обеспечения и баз данных. Также снизились ставки обязательных страховых взносов для представителей IT-сферы.

Особенности получения льготы по НДС в IT-отрасли

Возможность освобождения от НДС для IT-компаний предусмотрена п.п. 26 п.2 статьи 149 НК РФ. Льгота может быть применена при реализации исключительных прав на базы данных и программное обеспечение при условии, что они включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Таким образом, получить освобождение от НДС можно после успешного прохождения административной процедуры, которая проводится по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минкомсвязи от 21 февраля 2019 года № 62.

Для включения базы данных или программы в государственный реестр необходимо подать заявление в Минцифры с приложением следующих документов:

  • экземпляр заявленного к регистрации программного обеспечения;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия подписанта;
  • копия устава организации, если правообладателем является юридическое лицо;
  • подтверждение соответствия цифрового продукта требованиям подпункта “а” пункта 5 или подпункта “а” пункта 42 Правил, если в составе заявителя присутствуют иностранные участники;
  • описание характеристик и функциональных особенностей программного обеспечения, а также руководство по его установке и применению;
  • техническая документация о процессах поддержки жизненного цикла программы, ее совершенствования и устранения неисправностей, а также сведения о персонале, который необходим для выполнения вышеназванной работы;
  • перевод на русский язык, заверенный в установленном порядке, если документы составлены на иностранном языке;
  • иные документы и сведения, подтверждающие соответствие программы требованиям пунктов 5 или 42 Правил.

Сначала заявление и приложенные к нему документы проверяются по формальным признакам, после — по существу экспертным советом. Предельный срок оказания государственной услуги по включению программного обеспечения в реестр составляет 65 рабочих дней со дня подачи заявления.

Основные критерии соответствия программ для ЭВМ:

  • исключительное право на заявленный программный продукт должно принадлежать на весь срок его действия и на территории всего мира гражданину РФ или российской организации без преобладающего иностранного участия;
  • программа введена в гражданский оборот легально, и отсутствуют ограничения по ее использованию на территории РФ;
  • сумма выручки от реализации прав на использование программ и баз данных, оказания услуг по их разработке, адаптации и модификации в пользу иностранных субъектов должна составлять не более 30 % от общей выручки, полученной правообладателем в виде вознаграждения за предоставление права использовать программное обеспечение и базы данных в независимости от вида договора;
  • программа не должна содержать информацию, составляющую государственную тайну;
  • если основной функцией программного обеспечения является защита информации, то необходимо наличие сертификата соответствия требованиям безопасности информации, выданного в порядке, установленном Правительством РФ;
  • наличие у правообладателя лицензии на разработку и производство цифровых средств защиты конфиденциальности информации (для программ, основное назначение которых — защита информации);
  • у программы отсутствует принудительное обновление и возможность управления из-за рубежа;
  • техническая поддержка, модернизация и гарантийное обслуживание программного обеспечения выполняется гражданином РФ или российской компанией без преобладающего иностранного участия.

Получить льготу по НДС для IT-компаний стало непросто: процедура сильно бюрократизирована и занимает много времени. Без квалифицированной юридической помощи разработчикам не обойтись.

Применимы ли льготы по НДС при заключении смешанных договоров

До «IT-маневра» использование освобождения от НДС по операциям, связанным с передачей прав на использование баз данных и программ для ЭВМ по смешанным договорам, были сопряжены с высоким налоговым риском. Поскольку в Налоговом кодексе было прописано прямое указание «на основании лицензионного договора». Вопрос о включении в его состав элементов иных договоров, например, оказания услуг, с точки зрения возможности использования льготы по НДС был спорным.

Теперь ситуация изменилась. Законодатель исключил из п.п. 26 п.2 статьи 149 НК упоминание словосочетания «на основании лицензионного договора». Это означает, что льготироваться может выручка по любому договору (в том числе смешанному или непоименованному), предусматривающему передачу прав на программное обеспечение и базы данных.

123112 Россия Москва Москва набережная Пресненская, дом 10, строение 2, эт. 18, пом. 169
8 (499) 444-18-74

Юлия Шестова

Подробнее об авторе

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

    Поделиться:
    Оценить материал:
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
    (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Услуги

    Сопровождение в получении мер поддержки

    Сопроводим процедуру подачи заявки и комплекта документов с целью получения и дальнейшего применения налоговых льгот и мер государственной поддержки бизнеса. Окажем юридическое сопровождение и консультирование, проведем рабочие встречи с уполномоченными органами.

    Экспертиза мер государственной поддержки

    Поможем найти оптимальные варианты использования налоговых и неналоговых мер государственной поддержки. Подготовим заключение-дорожную карту с доступными мерами на федеральном и региональном уровнях с расчетом экономического эффекта и возможными вариантами их совместимости.

    Структурирование и налоговая оптимизация бизнеса

    Современный бизнес часто сталкивается с высокой налоговой нагрузкой и рисками. В условиях постоянно меняющегося законодательства важно иметь возможность использовать налоговые льготы и оптимально структурировать сделки и активы. Профессиональная консультация поможет снизить налоговую нагрузку, что напрямую повлияет на прибыль вашей организации.

    Вам может быть интересно

    Добавить комментарий

      * обязательные поля