Недропользование
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является одним из ключевых аспектов регулирования недропользования в России. Этот налог взимается с организаций, которые занимаются добычей природных ресурсов, таких как нефть, газ, металлы и углеводородное сырье. Комплексное консультирование по НДПИ позволяет компаниям оптимизировать налоговые обязательства, минимизировать налоговые риски и грамотно управлять процессами пользования недрами. Компания RUSTAX предоставляет полный спектр услуг, связанных с налогообложением добычи полезных ископаемых, включая анализ мер государственной поддержки, разработку налоговой методологии и подготовку документации для компаний-недропользователей.
Анализ мер поддержки в области недропользования
В России действует целый ряд мер государственной поддержки в сфере недропользования, направленных на снижение налоговой нагрузки для организаций, работающих в этой отрасли. RUSTAX проводит профессиональный анализ этих мер, что позволяет компаниям максимально эффективно использовать доступные льготы. Особое внимание уделяется мерам поддержки, касающимся разработки углеводородных месторождений, добычи нефти, металлов, газа, а также оптимизации налога на добычу полезных ископаемых. Эксперты компании проводят глубокую оценку правовых и экономических аспектов применения мер поддержки, помогая клиентам эффективно использовать недра страны.
Методология налогообложения добычи полезных ископаемых
Правильная методология налогообложения является важным инструментом для недропользователей. Компания RUSTAX разрабатывает и внедряет методологии налогообложения, соответствующие российскому законодательству и специфике добычи природных ресурсов. Это включает в себя расчет НДПИ, использование современных инструментов и механизмов для минимизации налоговых выплат. Оптимальная налоговая стратегия при добыче таких полезных ископаемых, как нефть, металлы, газ и другие ресурсы, позволяет компаниям избежать ненужных расходов и эффективно управлять налогообложением.
Управление налоговыми рисками в области недропользования
Управление налоговыми рисками требует особого подхода, так как ошибки в расчетах налога или неправильное использование льгот могут привести к значительным штрафам и санкциям. RUSTAX предлагает комплексные решения по управлению налоговыми рисками, связанные с добычей полезных ископаемых. Специалисты компании помогают минимизировать риски, связанные с налоговыми проверками и соблюдением законодательства, что позволяет недропользователям сосредоточиться на основной деятельности.
Подготовка документации в области недропользования
Надежная и качественная подготовка документации является важной частью успешного недропользования. RUSTAX предлагает услуги по составлению и оформлению всех необходимых документов, включая документы, оформляемые при добыче полезных ископаемых, нефти, газа и другого сырья. Эксперты компании следят за изменениями в законодательстве и помогают клиентам подготовить документацию, соответствующую актуальным требованиям. Это позволяет избежать штрафов и упрощает взаимодействие с налоговыми органами.
Преимущества компании RUSTAX
RUSTAX – это опытная команда профессионалов, специализирующаяся на налоговом консультировании в области пользования недрами. Клиенты компании получают доступ к обширному опыту в области НДПИ, налогообложения полезных ископаемых и управлению налоговыми рисками. RUSTAX предоставляет услуги по всей России, включая Москву, и гарантирует высокое качество подготовки документации и анализа налоговых мер. Мы помогаем недропользователям минимизировать налоговые риски, оптимизировать налоговые выплаты и эффективно управлять природными ресурсами.
КОМАНДАВсе эксперты
Популярные услугиК полному списку услуг
Вопрос - ответ
Налог на пользование недрами рассчитывается по налоговой базе, которая может быть представлена количеством либо стоимостью полезного ископаемого. Есть много коэффициентов по видам добытого полезного ископаемого – например, нефти, газу и прочим видам углеводородного сырья.
Налоговая база рассчитывается компанией самостоятельно – на основании приборных измерений, с учетом рыночных цен на природные ресурсы и прочих критериев. Оптимизация НДПИ достигается прежде всего за счет максимально корректных и аргументированных расчетов, исключающих споры с налоговыми органами.
Другой значимый механизм снижения налоговой нагрузки — пользование мерами поддержки при извлечении ресурсов из недр. Данные меры позволяют минимизировать издержки, а также сократить обязательства по платежам в бюджет.
Максимально точный и корректный учет количества извлекаемых природных ресурсов (наряду с применением коэффициентов) обеспечит исчисление НДПИ в минимальном размере. Будут снижены риски доначислений со стороны ФНС России в отношении компании, осуществляющей пользование недрами.
Стоит учитывать, что показатели для расчетов налога за углеводородное сырье могут меняться в динамике. Так, средние значения по нефти «Юралс» (влияющие на коэффициент Кц) публикует Минэкономразвития на сайте – параметр отслеживается онлайн.
Даже в случае с дорогостоящими видами углеводородного сырья, например, нефтью, правильное применение коэффициентов может обусловить снижение ставки вплоть до нулевой. Это возможно, если, к примеру, результат умножения ставки по нефти (919 руб.) на показатель Кц уменьшается на величину показателя Дм (особенности добычи нефти), который больше соответствующего произведения.
Важно учитывать географию недропользования. Так, если газ добывается на новом месторождении в море, то налоговой базой будет стоимость соответствующего углеводородного сырья. А если нет, то НДПИ на газ исчисляется по ставке, умножаемой на объем ресурса (с использованием различных коэффициентов).
Главное правило – использование актуальной нормативной базы, содержащей основания для льготного расчета налога. Прежде всего, положений:
- ст. 343.1–343.9 НК РФ (вычеты);
- ст. 342 Кодекса (нулевая ставка – по нормативным потерям, попутному газу, но также применимая по ряду оснований в отношении природного газа);
- ст. 342.8 Кодекса (основания для снижения коэффициента Крента, а также применения в значении 1).
Стоит учитывать, что норматив, регулирующий применение льгот, может вступать в силу через несколько лет после его принятия. Например, Закон от 17.02.2023 № 29-ФЗ о льготах при добыче многокомпонентной руды в Красноярском крае будет применяться в период 2026–2038 годов.
Значительный процент случаев налоговых доначислений после сдачи деклараций по НДПИ связан с некорректными расчетами налоговой базы, которые пользователь недрами, по закону, производит самостоятельно. Своевременный аудит таких расчетов – гарантия полноты составления отчетности при недропользовании и потому является неотъемлемой частью процедуры подготовки деклараций.
Как правило, это ошибки, связанные с соблюдением контрольных соотношений. Актуальный их перечень приведен в письме ФНС России от 15.01.2025 № СД-4-3/239@. Организации направляется требование о предоставлении пояснений либо исправлений к отчетности по полезным ископаемым.
Взаимодействие компании, осуществляющей пользование недрами, с ФНС России по доначислениям может осуществляться в досудебном либо судебном порядке. Первый вариант предусматривает направление жалоб в вышестоящий налоговый орган. Оспаривание через суд может потребовать прохождения нескольких инстанций – нередко дела доходят до рассмотрения Верховным Судом.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование общераспространенными природными ресурсами для личных целей, не платят НДПИ. Организации, которые имеют лицензию на пользование недрами и добывают общераспространенные полезные ископаемые, должны платить НДПИ в общем порядке.
Перечни ОПИ утверждаются для каждого региона отдельно (п. 6.1 ст. 3 Закона от 21.02.1992 № 2395-1) на основании критериев, приведенных в постановлении Правительства России от 02.11.2021 № 1905. Примеры общераспространенных природных ресурсов: песок, глина, торф, галька, сланцы, мел, магматические породы.
В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед плательщиком НДПИ, специалисты RUSTAX оказывают комплекс профессиональных услуг, направленных на ее успешное решение.
Ряду особо сложных задач соответствует комплекс, включающий широкий перечень услуг, которые оказывают эксперты с максимальным опытом. Как правило, это задачи по составлению документации по налогу на добычу полезных ископаемых:
- отчетов;
- первичных документов;
- проектной документации;
- иных, используемых в деятельности недропользователя.
Менее масштабные задачи – такие как, например, получение доступа к мерам поддержки, характеризуются потребностью в менее сложном и дорогостоящем комплексе услуг.
То, какие конкретно услуги нужны клиенту – без включения лишних и переплат, определяется индивидуально исходя из потребностей недропользователя.
Расходы на оплату НДПИ уменьшают базу по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 05.08.2024 № 03-03-06/1/73164). В свою очередь, плательщик налога на прибыль может быть и плательщиком НДС. Как следствие, три налога – НДПИ, на прибыль и НДС – так или иначе, будут непосредственно отражать результаты хозяйственной деятельности компании по извлечению полезных ископаемых.
Оптимизация налогообложения пользователя недрами, безусловно, потребует ведения эффективного налогового учета в отношении всех типов платежей в бюджет при добыче природных ресурсов. Наши эксперты предоставляют необходимые консультации для решения предприятием данной задачи.
Чтобы выбрать оптимальную схему налогообложения, предприятию необходимо смоделировать то, в каком размере и как часто будут совершаться налоговые платежи в том или ином случае. Наши эксперты обладают всеми необходимыми компетенциями для выстраивания соответствующих моделей и выбора эффективного механизма исчисления налогов.