info@rustax.ru 8 (499) 444-18-74

Вся правовая база для вызова налогоплательщиков в налоговые органы содержится в НК РФ.

Так, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы имеют право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

П. 1 ст. 90 НК РФ предусмотрено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Таким образом НК РФ разделяет понятия вызов для дачи пояснений и вызов на допрос, что подтверждается и разными формами уведомлений о вызове.

С целью недопущения неправомерного направления налогоплательщику уведомления о вызове, ФНС России конкретизировала основания для такового вызова в письме от 02.12.2021 № ЕА-4-15/16838@ (далее – письмо ФНС России от 02.12.2021).

В частности, федеральный орган исполнительной власти по контролю за налогами указал, что налоговый орган вправе уведомлением пригласить налогоплательщика явиться в инспекцию для дачи пояснений только в ситуациях, связанных:

иными случаями, связанными с исполнением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Под иными случаями согласно статьям НК РФ, подразумевается обязывающие налогоплательщика действия: уплачивать, представлять, удерживать, информировать, уведомлять, обеспечить (встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, смена адреса юридического лица и т.д.).

Основания для вызова на допрос физического лица в соответствии со статьей 90 НК РФ являются аналогичными.

При этом в письме ФНС России от 02.12.2021 однозначно указало, что вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы является нарушением, поскольку такой процедуры НК РФ не предусмотрено.

Сама комиссия представляет собой встречу налогоплательщика и сотрудника налогового органа, который расскажет о возможных совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушениях с предложением исправить их в добровольном порядке.

Между тем, поскольку в настоящий момент налоговыми органами практикуется риск-ориентированный подход, предусматривающий снижение количества налоговых проверок путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному выявлению ошибок и доплате налога в бюджет без каких-либо карательных последствий, то налоговые органы продолжают вызвать налогоплательщиков на заседания комиссии, однако маскируют повод для вызова под иные, близкие значению основания.

При этом, на наш взгляд, посещение налогоплательщиком указанных комиссий является полезным в первую очередь для него самого, поскольку позволяет узнать о претензиях налогового органа без наступления каких-либо отрицательных последствий (например, открытия налоговой проверки) и по результатам встречи сделать выводы.

По интенсивности вызовов данное основание находится на одном из первых мест.

Таким образом, для дачи пояснений/допроса, налоговые органы в первую очередь вызывают по следующим основаниям:

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, статьей 128 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Кроме того, за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Автор статьи

Иван Лузан

Подробнее об авторе