Чтобы понять, кто имеет право на налоговую реконструкцию, следует объяснить смысл самого понятия. В общих чертах это способ определения реальных налоговых последствий в результате проведения определенных сделок. В итоге мероприятия восстанавливается их действительный экономический смысл. В законодательных актах Российской Федерации не зафиксировано данное определение, однако решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязывает нижестоящие судебные органы определять налоговые последствия, которые получил налогоплательщик в результате учета операций не в соответствии с их настоящим экономическим смыслом, основываясь на рыночных ценах.
Как использовать налоговую реконструкцию?
Польза от подобной процедуры для налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) в том, что юридическое лицо, совершившее сделку/сделки с фирмой-однодневкой, может учесть для расчета налогов реально понесенные расходы (по доказанной рыночной стоимости). Один из основных прецедентов, на котором основано множество последующих решений, – это заключение Президиума ВАС РФ от 3 июля 2012 года. В нем говорится о том, что налоговый орган при выявлении умысла налогоплательщика получить необоснованную выгоду, обязан учитывать реальные рыночные цены при подсчете размера доходов/расходов. Это касается и ситуаций, когда лицо не проявило должную осмотрительность при проверке нового контрагента.
Сопротивляться налоговой реконструкции или нет?
Целесообразность протестовать против применения данной практики практически отсутствует. Чтобы обосновать данное заявление, разберем конкретную ситуацию. Например, компания совершает сделки через цепочку номинальных посредников, которые нужны для вывода средств либо завышения стоимости приобретаемых товаров (с целью увеличения понесенных расходов по НДС). Налоговые органы раскрывают данную схему в результате выездной проверки. Претензия налоговиков состоит в неверном формировании базы расходов. Для контролирующей инстанции самый простой способ решения проблемы — учесть только доходы, без учета фальсифицированных сведений по расходам. Однако этого сделать нельзя из-за указаний Пленума ВАС РФ, которые предписывают им самостоятельно восстановить налоговые последствия сделки. Основное условие — учитывать объективные данные при реконструкции, ведь этот расчет может быть оспорен в суде. При доказанном факте нарушений для налогоплательщика гораздо выгоднее сохранить хотя бы часть вычетов, чем потерять их вовсе.
Как компании следует реагировать на налоговую реконструкцию?
Оспаривать процедуру в судебных инстанциях нужно в том случае, если юридическое лицо не имело умысла получить необоснованную выгоду при расчете НДС. Когда налоговые органы считают иначе и планируют провести исчисление исходя из собственного видения, можно сопротивляться проведению реконструкции и доказывать свою правоту в суде. Во всех других ситуациях, когда у налоговиков имеются неопровержимые доказательства, рекомендуется, наоборот, отстаивать свое право на налоговую реконструкцию. В результате можно минимизировать убытки, по сравнению с альтернативными вариантами развития событий. Например, если в доказанной схеме приобретения товаров через цепочку посредников-однодневок имеется реальный контрагент, можно попробовать произвести расчет исходя из его цен. Таким образом можно сохранить часть прибыли.
Как оспорить невыгодную налоговую реконструкцию?
В результате определения реальных последствий компании или индивидуальному предпринимателю будут доначислены налоги по НДС. Когда у налогоплательщика имеются основания полагать, что есть шанс этого избежать, можно оспорить результаты проведения реконструкции. Вероятность успеха возникает при отсутствии неоспоримых данных о справедливой рыночной цене по сделкам. Налоговые органы производят исчисления с использованием расчетного метода, исходя из имеющихся средних показателей. Именно в этой методологии находится слабое звено для защиты налоговиками своей позиции. Сумму доначислений можно значительно сократить, если доказать некорректный способ формирования инспекцией рыночной цены для пересчета НДС. Однако есть вероятность получить еще более невыгодное решение суда. Расчетный метод могут отменить, если судебный орган вовсе не возьмет в учет сделку с участием компании-однодневки. Когда операции нет, то и рассчитывать будет нечего, а значит сумму вычетов не удастся защитить даже частично.
Исключение посредников при продаже
Разберем пример сокращения налоговиками цепочки посредников для проведения реконструкции. Компания (плательщик НДС) через несколько подставных фирм (на «спецрежимах») продала физическому лицу имущество. Инспекция заподозрила взаимозависимость всех промежуточных звеньев с продавцом. Вся цепочка перепродаж производилась в течение короткого промежутка времени. Причем компании-посредники перечислили оплату фирме бенефициару уже после того, как получили деньги от покупателя. Деловая целесообразность такой схемы не была обоснована, поэтому органы пришли к заключению о реальном экономическом смысле сделок в виде продажи имущества компании физлицу. Промежуточные звенья были необходимы для уменьшения налогооблагаемой базы. В ходе реконструкции были доначислены налоги исходя из цены фактической продажи конечному покупателю. Несмотря на просьбу компании произвести расчеты, исходя из средней розничной цены, суд отклонил данное возражение, мотивируя свой отказ тем, что территориальная инспекция не имеет полномочий анализировать рыночные цены. Такова судебная практика по ситуациям, когда в цепочке нет «белых» контрагентов.
Исключение фиктивных комитентов
В данном примере компания де-факто являлась дилером иностранного производителя, де-юре покупая продукцию через нескольких посредников, с которыми сотрудничала по комиссионному договору. Такая схема позволяла уплачивать НДС и налог на прибыль только с сумм комиссионных вознаграждений. Инспекция выявила, что фактически деятельность ведется комиссионером (информация была на официальном сайте), а посредники нужны для уменьшения налогооблагаемой базы. В результате в доходы компании были учтены все суммы фактической продажи товаров покупателям, а в качестве расходов учитывалась стоимость приобретения продукции у импортера. Таким образом налоговики восстановили реальный экономический смысл цепочки сделок и доначислили налоги компании. Если это видение ситуации не совпадает с реальностью, и имеется шанс доказать отсутствие противоправных действий со стороны юридического лица, нужно обращаться в суд.
Исключение посредника при покупке
Судебная практика в отношении дел по завышению входящих цен с помощью прослойки фиктивных посредников довольно обширна. Схема похожа на предыдущий вариант, за исключением способа взаимодействия фирм-однодневок с компанией-бенефициаром. В данном случае они совершают сделки по перепродаже продукции от реального продавца до налогоплательщика (вместо комиссионной торговли), в ходе которых значительно повышается цена на товары, а сумма расходов для вычета по НДС необоснованно увеличивается. Суды, в зависимости от обстоятельств, могут принимать несколько решений.
Рассмотрим пример, где инспекция не выявила в цепочке закупки импортируемых в РФ товаров реальных контрагентов. Был использован расчетный метод формирования цены покупки. Налоговая служба учла цену продажи импортером товаров первой фирме-однодневке, добавила к этой стоимости таможенные сборы и средний уровень валового дохода юрлиц из данной сферы. Компания пыталась опротестовать такой способ подсчета, аргументируя это необходимостью учесть фактические условия его деятельности. Однако суд остался на стороне налоговиков, не усмотрев нарушений прав налогоплательщика. Важную роль сыграло отсутствие в отчетах компании аналогичных операций по приобретению таких же товаров за прошлые периоды. Стоит отметить, что при условии выявления «белых» контрагентов в подобных схемах, можно настаивать на принятии их расценок в качестве объективных рыночных цен.
Как заставить налоговиков провести налоговую реконструкцию?
Право на налоговую реконструкцию нужно использовать тогда, когда полностью избежать пересчета налогов точно не удастся. Практика показывает, что проведение процедуры позволяет значительно уменьшить объем доначислений со стороны налоговых органов. Озвучить свое желание по инициации процесса можно на этапе подачи возражений на акт проверки либо на судебном заседании. Причем имеется возможность заключения мировых соглашений между сторонами, если это будет соответствовать законодательству РФ, и при этом не будут нарушены права третьих лиц. В соглашении не удастся зафиксировать уменьшение пени, снижение налоговой ставки и полное освобождение от обязанности уплачивать НДС. Но можно отразить дополнительные суммы для расчета доначислений, смягчающие обстоятельства. Также возможен пересмотр отношения органов к примененному методу налоговой оптимизации.
Расчетный метод — это налоговая реконструкция или нет?
Расчетный метод — это способ исчисления налогов исходя из объективных данных о виде деятельности налогоплательщика и отчетности аналогичных компаний. За основу метода берутся данные сторонних организаций, схожих по роду деятельности. Исходя из видения налоговиков, проводятся доначисления. Расчетный способ применяется в случае, если нет возможности произвести полноценную реконструкцию из-за отсутствия или искажения реальных данных учета по аналогичным сделкам. Инспекция имеет право применять данный метод и при реконструировании, однако суды разделяют эти два понятия. При применении расчетного способа вычет по НДС не будет предоставлен, тогда как при реконструкции имеется вероятность не лишиться такой возможности.