Учреждение компаний в иностранных юрисдикциях распространено как среди российского крупного бизнеса, так и среди физических лиц, в том числе основателей стартапов, при этом обычно преследуются следующие основные цели:
- необходимость ведения бизнеса за рубежом и ограничения для ведения бизнеса российскими компаниями;
- желание использовать нормы иностранного права, иметь иностранную подсудность при осуществлении деятельности;
- выход на IPO на зарубежных биржевых площадках и доступ к зарубежным рынкам капитала;
- диверсификация бизнес-моделей для защиты бизнеса от недобросовестного поглощения и минимизации политических рисков;
- наличие иностранных компаний в низконалоговой юрисдикции может быть привлекательно для людей, которые инвестируют собственные средства в различные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
Законодательство о налогообложении прибыли КИК существует во многих развитых странах.
Основная цель введения данного фискального инструмента – это стимулирование активной деофшоризации, пресечение скрытого владения бизнесом, оптимизации налогов и вывода денежных средств за границу, которая достигается через удержание налога в бюджет РФ с прибыли иностранных компаний, контролируемых резидентами РФ, прибыль которых либо сформирована преимущественно пассивными доходами, либо облагается по низкой ставке.
Ввоз капитала в РФ последний раз наблюдался по данным ЦБ РФ в 2007 г., в дальнейшем наблюдается отток капитала. В 2014 г. отток капитала составил $152 млрд. долл. Вывод капитала методами косвенного экономического стимулирования остановить было уже невозможно, поэтому были использованы в том числе и фискальные меры, одной из которых было введение нового фискального инструмента КИК (англ. Controlled Foreign Company, сокр. CFC).
Данные меры в какой-то степени подействовали: так по данным ЦБ РФ, вывод капитала по последующим годам: 2015 г. — $52 млрд.; в 2016 г. — $19,8 млрд.; в 2020 г. — $47,8 млрд.
Введение законодательства о КИК привело к смене налогового резидентства многими крупными предпринимателями, к упрощению структур владения холдинговых компаний, ликвидации большого числа иностранных компаний, управляемых из России (в большей степени оффшорных). Кроме того, за последние 6 лет прошло три волны амнистии капитала, в рамках которых можно было провести процедуру безналоговой ликвидации КИК.
С учетом того, что пороговое значение прибыли КИК, которое контролирующее лицо вправе не учитывать при определении базы по своему налогу (НДФЛ или ННП), начиная с 2017 финансового года, снижено до 10 млн. руб. — число потенциально налогооблагаемых КИК увеличилось.
Основные обязанности владельцев КИК
У контролирующих лиц в отношении КИК 3 основные обязанности:
- уведомить государство об участии в иностранной организации,
- вести учет финансового результата КИК и показателей для применения освобождения прибыли КИК,
- в случае наличия нераспределенной прибыли КИК уплачивать налог.
Новшества в регулировании КИК в 2021 году для физ. лиц
Сейчас российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — платят налог на полученный доход от деятельности так называемых КИК по достаточно сложной, громоздкой и запутанной схеме, отметил Владимир Путин в обращении к нации 23 июня. «Предлагаю её кардинально упростить, предоставить право уплачивать фиксированную налоговую сумму — 5 млн рублей в год — без дополнительной отчетности. Таким образом мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции».
Рассмотрим причины, по которым вносились вышеуказанные поправки:
- сложный и запутанный механизм налогообложения резидентов РФ, контролируемых иностранных компаний, фактически приводил к необходимости ведения отдельного учета по правилам КИК параллельно основному финансовому учету КИК
- негативная судебная практика, где государство проигрывает налогоплательщикам споры по недоначислению налогов
(в прошлом году, по данным ФНС, общие поступления в бюджет от налога на прибыль КИК составили не так много — 4 млрд рублей. Причем крупнейшим его плательщиком оказался основной владелец НЛМК Владимир Лисин, который выплатил более 1 млрд рублей, писал РБК).
Специальный режим налогообложения
Фиксированная прибыль КИК (вмененный размер прибыли: 2020 — 38 460 000 руб., 2021 и следующие налоговые периоды — 34 000 000 руб.).
Теперь у владельцев КИК физических лиц появилась возможность в отношении принадлежащих им КИК уплачивать ежегодно фиксированный налог с прибыли КИК в размере 5 млн. руб. (паушальный налог с КИК, налог на вмененный доход) без предоставления в налоговый орган финансовой отчетности. Для применения данного режима необходимо предоставить в налоговый орган соответствующее уведомление. В отношении 2020 налогового периода (т.е. в первый раз) уведомление представляется в срок до 01.02.2021 года.
Плюсы:
- освобождает от трат времени и денег на подготовку аудированных финансовых отчётов по всем КИК + апостилирование + перевод на русский язык с нотариальным заверением подписи переводчика.
- освобождает от расходов на налоговых консультантов, которые помогают рассчитать прибыль КИК. Это дело непростое, а ошибки в трактовке законодательства могут дорого стоить.
- помогает минимизировать сумму налога в случае возникновения крупной прибыли на уровне КИК. Причем надо отметить, что прибыль может возникнуть просто на бумаге, хотя по факту группа ничего не заработала. А платить налог пришлось бы. Например, курсовые разницы, реализация актива в рамках группы компаний и пр.
- если КИК убыточные, то переход на данный режим может быть не интересен. Однако надо учитывать размер группы. Если иностранных компаний много, то подготовка всей документации для подачи в российские налоговые органы и консультации со специалистами для корректного отображения в декларации может в итоге стоить более 5 млн руб. Так что возможно проще один раз заплатить этот налог, и не тратиться на консультантов, аудиторов, переводчиков, будущие споры с налоговой и пр.
Минусы:
- налогоплательщик обязан применять данный специальный режим в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный режим;
- налогоплательщик не вправе применить льготы, освобождающие нераспределенную прибыль КИК от налогообложения;
- налогоплательщик обязуется уплачивать НДФЛ в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов без возможности зачета, уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн. руб., а также без возможности зачета уплаченного ранее иностранного налога.
- те, кто не выбрал уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, рискуют оказаться под давлением проверяющих в части предоставления документов по КИК. В частности, у налоговых органов появится право запросить у контролирующих лиц (как физических, так и юридических) следующие документы, если они не были представлены изначально:
- документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения;
- документы, подтверждающие размер прибыли/убытка КИК: финансовая отчетность (в случае ее отсутствия ― иные документы) и аудиторское заключение (если аудит проводится в обязательном или добровольном порядке).
Мнения:
*Эффективность применения фиксированного налога в размере 5 млн. руб. с прибыли КИК подлежит оценке в каждом индивидуальном случае, по предварительным оценкам указанный режим целесообразно применять исключительно владельцам крупного бизнеса.
*Желающих воспользоваться новыми правилами найдется достаточно, их привлекательность – не в сумме платежа, а в простоте декларирования. Для владельца бизнеса сложный порядок налогообложения всегда порождает риски, которые могут стать проблемой в самый неподходящий момент. Поэтому уплата простого и понятного налога всегда привлекательна, даже если кому-то обычный порядок налогообложения позволит законно платить налогов меньше. Но ведь бизнесом занимаются, чтобы зарабатывать деньги, а не экономить на налогах.
*Опрошенные Forbes юристы называют предложенную В.В.Путиным меру выгодной сделкой для бенефициаров КИК. Освобождение от налоговых обязательств бенефициаров КИК в обмен на фиксированный платеж 5 млн рублей конечно упростит и может быть даже снизит налоговую нагрузку на эту категорию налогоплательщиков при существенных суммах прибыли, начиная от 38,4 млн рублей. Вместе с предложенными льготами для IT-сектора (президент предложил снизить налог на прибыль для IT-компаний с 20% до 3%. — Forbes) это может послужить мощным стимулом развития этого сектора и простимулировать возвращение в Россию бенефициаров КИК.
Идея по изменению налогообложения для КИК — фантастический подарок для предпринимателей.
«Годовой налоговый платеж в 5 млн рублей — это примерно стоимость аренды небольшого бизнес-джета в Женеву и обратно в обмен на снятие головной боли с отчетностью», — говорит бизнесмен.
«Многие мои знакомые с удовольствием платили бы эту сумму и не связывались бы с налоговой отчетностью. В то же время они смогли бы проводить больше времени в России, так как сейчас многие вынуждены жить за границей более 183 дней, чтобы не натыкаться на российские налоговые риски», — объясняет он.
Для получения статуса налогового резидента России предприниматель должен прожить в стране более 183 дней.
Усиление ответственности
Изменение сроков предоставления уведомления о КИК для физических лиц с 20 марта на 30 апреля. Новый срок представления Уведомления о КИК применяется, начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (то есть по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.
Изменение срока представления уведомления о КИК для физических лиц гармонизировано со сроком представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, что призвано упростить налоговое администрирование физических лиц.
Обязанность физических лиц приложить к Уведомлению о КИК финансовую отчетность.
Начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), физические лица обязаны приложить к Уведомлению о КИК копию финансовой отчетности КИК, подтверждающую размер прибыли (убытка) КИК и аудиторского заключения.
Данная мера, очевидно, направлена на повышение эффективности налогового администрирования отчетности КИК и на борьбу со злоупотреблениями при определении обязательств контролирующих лиц. Одновременно это приведет к усложнению освобождения прибыли КИК от налогообложения для контролирующих лиц, которые не перейдут на новый режим налогообложения «фиксированной прибыли КИК».
Увеличение штрафа за непредставление ежегодного Уведомления о КИК со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (ранее — 100 тыс. руб.). в отношении каждой КИК.
Изменения вступили в силу с 09.12.2020.
Новые штрафы за непредставление подтверждающих документов по КИК:
- штраф за непредставление финансовой отчетности вместе с уведомлением о КИК (для физ. лиц.) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями влечет наложение штрафа в размере 500 тыс. руб.
- штраф за непредставление фин. отчетности по будущему запросу налогового органа. НК РФ дополнен новыми положениями об истребовании у налогоплательщиков контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний, в случае непредставления документов в течение 1 месяца после соответствующего запроса — налоговый орган вправе применить новую меру ответственности — штраф в размере 1 млн. руб.