Учреждение компаний в иностранных юрисдикциях распространено как среди российского крупного бизнеса, так и среди физических лиц, в том числе основателей стартапов, при этом обычно преследуются следующие основные цели:

  • необходимость ведения бизнеса за рубежом и ограничения для ведения бизнеса российскими компаниями;
  • желание использовать нормы иностранного права, иметь иностранную подсудность при осуществлении деятельности;
  • выход на IPO на зарубежных биржевых площадках и доступ к зарубежным рынкам капитала;
  • диверсификация бизнес-моделей для защиты бизнеса от недобросовестного поглощения и минимизации политических рисков;
  • наличие иностранных компаний в низконалоговой юрисдикции может быть привлекательно для людей, которые инвестируют собственные средства в различные финансовые инструменты рынка ценных бумаг

Законодательство о налогообложении прибыли КИК существует во многих развитых странах.

Основная цель введения данного фискального инструмента – это стимулирование активной деофшоризации, пресечение скрытого владения бизнесом, оптимизации налогов и вывода денежных средств за границу, которая достигается через удержание налога в бюджет РФ с прибыли иностранных компаний, контролируемых резидентами РФ, прибыль которых либо сформирована преимущественно пассивными доходами, либо облагается по низкой ставке.

Ввоз капитала в РФ последний раз наблюдался по данным ЦБ РФ в 2007 г., в дальнейшем наблюдается отток капитала. В 2014 г. отток капитала составил $152 млрд. долл. Вывод капитала методами косвенного экономического стимулирования остановить было уже невозможно, поэтому были использованы в том числе и фискальные меры, одной из которых было введение нового фискального инструмента КИК (англ. Controlled Foreign Company, сокр. CFC).

Данные меры в какой-то степени подействовали: так по данным ЦБ РФ, вывод капитала по последующим годам: 2015 г. — $52 млрд.; в 2016 г. — $19,8 млрд.; в 2020 г. — $47,8 млрд.

Введение законодательства о КИК привело к смене налогового резидентства многими крупными предпринимателями, к упрощению структур владения холдинговых компаний, ликвидации большого числа иностранных компаний, управляемых из России (в большей степени оффшорных). Кроме того, за последние 6 лет прошло три волны амнистии капитала, в рамках которых можно было провести процедуру безналоговой ликвидации КИК.

С учетом того, что пороговое значение прибыли КИК, которое контролирующее лицо вправе не учитывать при определении базы по своему налогу (НДФЛ или ННП), начиная с 2017 финансового года, снижено до 10 млн. руб. — число потенциально налогооблагаемых КИК увеличилось.

Основные обязанности владельцев КИК

У контролирующих лиц в отношении КИК 3 основные обязанности:

  • уведомить государство об участии в иностранной организации,
  • вести учет финансового результата КИК и показателей для применения освобождения прибыли КИК,
  • в случае наличия нераспределенной прибыли КИК уплачивать налог.

Новшества в регулировании КИК в 2021 году для физ. лиц

Сейчас российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — платят налог на полученный доход от деятельности так называемых КИК по достаточно сложной, громоздкой и запутанной схеме, отметил Владимир Путин в обращении к нации 23 июня. «Предлагаю её кардинально упростить, предоставить право уплачивать фиксированную налоговую сумму — 5 млн рублей в год — без дополнительной отчетности. Таким образом мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции».

Рассмотрим причины, по которым вносились вышеуказанные поправки:

  • сложный и запутанный механизм налогообложения резидентов РФ, контролируемых иностранных компаний, фактически приводил к необходимости ведения отдельного учета по правилам КИК параллельно основному финансовому учету КИК
  • негативная судебная практика, где государство проигрывает налогоплательщикам споры по недоначислению налогов

(в прошлом году, по данным ФНС, общие поступления в бюджет от налога на прибыль КИК составили не так много — 4 млрд рублей. Причем крупнейшим его плательщиком оказался основной владелец НЛМК Владимир Лисин, который выплатил более 1 млрд рублей, писал РБК).

Специальный режим налогообложения

Фиксированная прибыль КИК (вмененный размер прибыли: 2020 — 38 460 000 руб., 2021 и следующие налоговые периоды — 34 000 000 руб.).

Теперь у владельцев КИК физических лиц появилась возможность в отношении принадлежащих им КИК уплачивать ежегодно фиксированный налог с прибыли КИК в размере 5 млн. руб. (паушальный налог с КИК, налог на вмененный доход) без предоставления в налоговый орган финансовой отчетности. Для применения данного режима необходимо предоставить в налоговый орган соответствующее уведомление. В отношении 2020 налогового периода (т.е. в первый раз) уведомление представляется в срок до 01.02.2021 года.

Плюсы:

  • освобождает от трат времени и денег на подготовку аудированных финансовых отчётов по всем КИК + апостилирование + перевод на русский язык с нотариальным заверением подписи переводчика.
  • освобождает от расходов на налоговых консультантов, которые помогают рассчитать прибыль КИК. Это дело непростое, а ошибки в трактовке законодательства могут дорого стоить.
  • помогает минимизировать сумму налога в случае возникновения крупной прибыли на уровне КИК. Причем надо отметить, что прибыль может возникнуть просто на бумаге, хотя по факту группа ничего не заработала. А платить налог пришлось бы. Например, курсовые разницы, реализация актива в рамках группы компаний и пр.
  • если КИК убыточные, то переход на данный режим может быть не интересен. Однако надо учитывать размер группы. Если иностранных компаний много, то подготовка всей документации для подачи в российские налоговые органы и консультации со специалистами для корректного отображения в декларации может в итоге стоить более 5 млн руб. Так что возможно проще один раз заплатить этот налог, и не тратиться на консультантов, аудиторов, переводчиков, будущие споры с налоговой и пр.

Минусы:

  • налогоплательщик обязан применять данный специальный режим в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный режим;
  • налогоплательщик не вправе применить льготы, освобождающие нераспределенную прибыль КИК от налогообложения;
  • налогоплательщик обязуется уплачивать НДФЛ в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов без возможности зачета, уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн. руб., а также без возможности зачета уплаченного ранее иностранного налога.
  • те, кто не выбрал уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, рискуют оказаться под давлением проверяющих в части предоставления документов по КИК. В частности, у налоговых органов появится право запросить у контролирующих лиц (как физических, так и юридических) следующие документы, если они не были представлены изначально:
  • документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения;
  • документы, подтверждающие размер прибыли/убытка КИК: финансовая отчетность (в случае ее отсутствия ― иные документы) и аудиторское заключение (если аудит проводится в обязательном или добровольном порядке).

Мнения:

*Эффективность применения фиксированного налога в размере 5 млн. руб. с прибыли КИК подлежит оценке в каждом индивидуальном случае, по предварительным оценкам указанный режим целесообразно применять исключительно владельцам крупного бизнеса.

*Желающих воспользоваться новыми правилами найдется достаточно, их привлекательность – не в сумме платежа, а в простоте декларирования. Для владельца бизнеса сложный порядок налогообложения всегда порождает риски, которые могут стать проблемой в самый неподходящий момент. Поэтому уплата простого и понятного налога всегда привлекательна, даже если кому-то обычный порядок налогообложения позволит законно платить налогов меньше. Но ведь бизнесом занимаются, чтобы зарабатывать деньги, а не экономить на налогах.

*Опрошенные Forbes юристы называют предложенную В.В.Путиным меру выгодной сделкой для бенефициаров КИК. Освобождение от налоговых обязательств бенефициаров КИК в обмен на фиксированный платеж 5 млн рублей конечно упростит и может быть даже снизит налоговую нагрузку на эту категорию налогоплательщиков при существенных суммах прибыли, начиная от 38,4 млн рублей. Вместе с предложенными льготами для IT-сектора (президент предложил снизить налог на прибыль для IT-компаний с 20% до 3%. — Forbes) это может послужить мощным стимулом развития этого сектора и простимулировать возвращение в Россию бенефициаров КИК.

Идея по изменению налогообложения для КИК — фантастический подарок для предпринимателей.

«Годовой налоговый платеж в 5 млн рублей — это примерно стоимость аренды небольшого бизнес-джета в Женеву и обратно в обмен на снятие головной боли с отчетностью», — говорит бизнесмен.

«Многие мои знакомые с удовольствием платили бы эту сумму и не связывались бы с налоговой отчетностью. В то же время они смогли бы проводить больше времени в России, так как сейчас многие вынуждены жить за границей более 183 дней, чтобы не натыкаться на российские налоговые риски», — объясняет он.

Для получения статуса налогового резидента России предприниматель должен прожить в стране более 183 дней.

Усиление ответственности

Изменение сроков предоставления уведомления о КИК для физических лиц с 20 марта на 30 апреля. Новый срок представления Уведомления о КИК применяется, начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (то есть по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

Изменение срока представления уведомления о КИК для физических лиц гармонизировано со сроком представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, что призвано упростить налоговое администрирование физических лиц.

Обязанность физических лиц приложить к Уведомлению о КИК финансовую отчетность.

Начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), физические лица обязаны приложить к Уведомлению о КИК копию финансовой отчетности КИК, подтверждающую размер прибыли (убытка) КИК и аудиторского заключения.

Данная мера, очевидно, направлена на повышение эффективности налогового администрирования отчетности КИК и на борьбу со злоупотреблениями при определении обязательств контролирующих лиц. Одновременно это приведет к усложнению освобождения прибыли КИК от налогообложения для контролирующих лиц, которые не перейдут на новый режим налогообложения «фиксированной прибыли КИК».

Увеличение штрафа за непредставление ежегодного Уведомления о КИК со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (ранее — 100 тыс. руб.). в отношении каждой КИК.

Изменения вступили в силу с 09.12.2020.

Новые штрафы за непредставление подтверждающих документов по КИК:

  • штраф за непредставление финансовой отчетности вместе с уведомлением о КИК (для физ. лиц.) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями влечет наложение штрафа в размере 500 тыс. руб.
  • штраф за непредставление фин. отчетности по будущему запросу налогового органа. НК РФ дополнен новыми положениями об истребовании у налогоплательщиков контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний, в случае непредставления документов в течение 1 месяца после соответствующего запроса — налоговый орган вправе применить новую меру ответственности — штраф в размере 1 млн. руб.
123112 Россия Москва Москва набережная Пресненская, дом 10, строение 2, эт. 18, пом. 169
8 (499) 444-18-74

Юлия Шестова

Подробнее об авторе

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

    Поделиться:
    Оценить материал:
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
    (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Услуги

    Подготовка отчетности по активам за рубежом

    Предоставим услуги по подготовке отчетности для физических лиц, имеющих активы за рубежом. Мы подготавливаем уведомления об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка (ИОФР) за рубежом, отчеты о движении средств, уведомления об участии в иностранных организациях и контролируемых иностранных компаниях (КИК). Наша работа помогает клиентам избежать налоговой и административной ответственности, включая штрафы за нарушение отчетных обязательств.

    Сотрудничество с RUSTAX происходит поэтапно. Мы запрашиваем уточняющую информацию и документы, которые необходимы для подготовки отчетности. После этого наши эксперты анализируют нормативно-правовые акты и предоставленные материалы, чтобы учесть все актуальные требования законодательства. На завершающем этапе осуществляется подготовка отчетности, включая разработку всех необходимых уведомлений и документов. Результатом сотрудничества станет своевременное и корректное исполнение обязательств в РФ для контролирующих лиц, владельцев зарубежных банковских счетов, вкладов и других активов.

    Налоговое консультирование по вопросам российского законодательства

    Предоставим независимое профессиональное мнение по сложным и неоднозначным вопросам применения норм российского налогового законодательства. По поставленным вопросам сформируем развернутое письменное заключение.

    Управление налоговыми рисками и обязательствами

    Проведем комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании. Выявим возможные налоговые риски и подготовим рекомендации по их управлению и минимизации. Осуществим поиск налоговых резервов с целью снижения налоговой нагрузки.

    Вам может быть интересно

    Добавить комментарий

      * обязательные поля