Любой бизнес – от стартапа до крупного холдинга – должен платить налоги. Если эту обязанность не исполнять вовремя и в полном объеме, можно столкнуться с серьезными неприятностями – от блокировки банковских счетов до банкротства компании с последующей ликвидацией юридического лица. Чтобы этого не произошло, нужно знать, какие налоговые риски есть у бизнеса и как правильно ими управлять, – об этом мы расскажем в нашей статье.

Понятие налоговых рисков

Налоговые риски – это совокупность неблагоприятных финансовых, репутационных и организационных последствий, которые могут наступить, если компания не будет исполнять свои обязательства по уплате налогов.

Недооценивать серьезность таких рисков и их влияние на результат деятельности бизнеса не стоит – халатное отношение к налоговым платежам может стать причиной для проведения внеплановой проверки со стороны налоговых органов. Результаты такой проверки для неподготовленного предпринимателя, скорее всего, окажутся непредсказуемыми: ликвидировать последствия будет гораздо сложнее, чем предотвратить.

Что такое управление рисками

Управление налоговыми рисками группы компаний, как и отдельных небольших предприятий, – это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию налоговых платежей законными способами с целью минимизации вероятности возникновения претензий и требований со стороны налоговых органов.

Как и зачем управлять рисками

Управление рисками – отдельное направление налоговой политики компании. Отказ от его внедрения в абсолютном большинстве случаев влечет за собой возникновение проблем с обязательными платежами и контролирующими органами.

Управлять рисками можно с помощью разных инструментов:

  • работа с проверенными поставщиками;
  • выбор оптимального налогового режима, соответствующего осуществляемой деятельности и объему получаемой выручки;
  • отказ от необоснованного «дробления» бизнеса;
  • разработка прозрачной учетной и налоговой политики компании;
  • обеспечение полного и качественного документооборота внутри предприятия;
  • регулярное проведение аудитов – как собственными силами, так и с участием приглашенных специалистов.

Все перечисленные инструменты управления рисками лучше использовать совместно – ведь только комплексный подход к ведению налогового учета позволяет добиться нужных результатов.

Особенности налоговых рисков

Предпринимательская деятельность является рисковой априори – на это прямо указывает действующее гражданское законодательство (см. п. 1 ст. 2 ГК РФ). Бизнесмену приходится работать на конкурентном рынке, сотрудничать с разными контрагентами (причем далеко не все из них оказываются благонадежными), брать на себя ответственность перед наемными работниками и пр. Каждый из этих рисков имеет свои особенности, о которых нужно знать и которые нужно учитывать.

Налоговые риски не являются исключением – у них также есть определенные особенности, отличающие их от других видов предпринимательских рисков.

  • Возможные сложности с их выявлением и оценкой. Чтобы до запуска определенного бизнес-процесса оценить потенциальные последствия от его реализации, потребуется:
  • время – чтобы досконально изучить законодательство и правоприменительную практику;
  • квалифицированный специалист – который и займется работой с законодательной базой.
  • Постоянно изменяющееся законодательство. Например, раньше бизнес, работающий с применением упрощенной системы налогообложения, был освобожден от уплаты НДС. С 1 января 2025 года такая обязанность возникает у компаний, годовой оборот которых превысит отметку в 60 млн рублей. Такие изменения нужно внимательно отслеживать, чтобы необходимость уплаты налога не стала неприятной неожиданностью.
  • Пробелы в законодательстве. Урегулировать порядок решения абсолютно всех вопросов на законодательном уровне просто невозможно – поэтому многие спорные ситуации суды трактуют по-разному. Из-за этого и оценить последствия того или иного решения в момент его принятия может быть сложно.

Опытный налоговый консультант из команды RUSTAX учтет перечисленные особенности рисков при работе с бизнесом – это позволит минимизировать возможные убытки, оптимизировать налоговую нагрузку и избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Виды рисков

Единой официальной классификации налоговых рисков не существует – разделить их на виды или группы можно по разным критериям.

Например, по источнику происхождения риски могут быть:

  • внешними – возникающими в связи с изменением налогового законодательства, волатильностью валютных курсов и пр.;
  • внутренними – связанными с ошибками в учете и некорректным формированием отчетности, неправильно выбранной системой налогообложения и пр.

По влиянию на экономический результат деятельности компании:

  • финансовые – доначисление налогов, начисление штрафов и пеней, взыскание непогашенной задолженности, отказ в возмещении входящего НДС и пр.;
  • нефинансовые – блокировка счетов организации, арест принадлежащего ей имущества, привлечение ответственных лиц к административной и даже уголовной ответственности и пр.

Могут быть и другие критерии деления рисков на категории – в ходе создания системы риск-менеджмента консультант (или иное лицо, на которого руководством или собственником предприятия возложены соответствующие функции) вправе самостоятельно сгруппировать возможные риски так, как ему будет удобно.

Риск-менеджмент, основные задачи и приемы

Риск-менеджмент (или управление рисками) должен быть направлен на решение следующих задач:

  • выявление риска;
  • его оценка с правовой и экономической точки зрения;
  • планирование мероприятий, направленных на минимизацию или полное устранение выявленного риска;
  • оценка последствий реализации предлагаемых мероприятий на практике;
  • внедрение мероприятий в работу бизнеса путем принятия соответствующего управленческого решения, оформленного в виде приказа, распоряжения или корректировок, вносимых в учетную политику компании;
  • контроль и оценка результатов проведенных мероприятий.

Система риск-менеджмента на предприятии должна быть выстроена в качестве полноценного бизнес-процесса, для реализации которого могут использоваться следующие приемы:

  • разрешение рисков – то есть их полное избежание (например, отказ от заключения сделки) или передача третьему лицу (например, заключение договора с аудиторской или консалтинговой компанией, по которому ответственность за последствия неверного решения будет нести именно эта организация);
  • снижение степени риска – то есть сокращение вероятности его наступления или возможных потерь, которые могут возникнуть у предприятия (например, посредством заключения договоров страхования, создания собственных финансовых резервов, ограничения стоимости сделок, заключаемых с новыми контрагентами, и пр.).

Приемы риск-менеджмента также могут применяться в комплексе: так эффективность работы управления налогами будет выше. Главное, не забывать о том, что чрезмерная осторожность может стать причиной снижения прибыли предприятия.

Методы оценки рисков

Существуют следующие методы оценки налоговых рисков:

  • анализ уже имеющейся информации;
  • сбор новой информации;
  • метод моделирования результатов деятельности компании в заданных условиях;
  • самостоятельная оценка уровня риска на основании критериев, используемых налоговиками при проведении выездных проверок, – этот документ находится в открытом доступе и ознакомиться с ним может любой желающий.

Реализуя перечисленные методы оценки, специалист может использовать специальные программные продукты, позволяющие обрабатывать большие объемы данных и осуществлять эффективное налоговое планирование, – например, с их помощью можно построить модель бюджета компании на годы вперед и оценить возможные результаты ее деятельности.

Перспективы развития методов управления налоговыми рисками в будущем

Алгоритмы автоматизации обработки данных могут быть успешно использованы и при управлении рисками налогов уже в ближайшем будущем. Нейросети и искусственный интеллект могут анализировать состояние компании в настоящем и, основываясь на имеющихся сведениях о текущем положении экономики, а также о возможных изменениях в законодательстве, экстраполировать полученные данные на будущие периоды. Эти сведения можно использовать для того, чтобы разработать стратегию налогового планирования и управления рисками и по мере необходимости корректировать ее в процессе работы.

123112 Россия Москва Москва набережная Пресненская, дом 10, строение 2, эт. 18, пом. 169
8 (499) 444-18-74

Иван Лузан

Подробнее об авторе

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

    Поделиться:
    Оценить материал:
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Загрузка...

    Услуги

    Управление налоговыми рисками и обязательствами

    Наши специалисты проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявляют налоговые риски, разрабатывают рекомендации по их минимизации и осуществляют поиск налоговых резервов с целью снижения налоговой нагрузки. Услуга также включает создание эффективной налоговой политики, структурирование сделок с учетом законодательства и организацию налогового администрирования. Услуга помогает снизить риски, оптимизировать налогообложение и адаптировать бизнес к изменениям законодательства.

    Налоговое консультирование по вопросам российского законодательства

    Наша компания осуществляет профессиональное налоговое консультирование по вопросам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, охватывая все аспекты российского налогового законодательства. Специалисты компании анализируют каждый запрос клиента, чтобы предложить наиболее эффективные решения в сфере налогового планирования и минимизации налоговых рисков. Наша организация работает с различными отраслями, включая земельный сектор, общепит, металлургию, химическое производство, добывающую промышленность и другие сферы бизнеса. Благодаря глубокому пониманию законодательства, мы предоставляем клиентам юридическую консультацию по налогам, что позволяет избежать возможных правовых сложностей и оптимизировать налоговую нагрузку.
    Для бизнеса в Москве и других регионах страны мы разрабатываем индивидуальные рекомендации, адаптированные к потребностям конкретной компании, и даем экспертные консультации по налогам в виде развернутого письменного заключения.

    Налоговая экспертиза отдельных сделок

    Эксперты компании проводят анализ конкретных сделок или договоров с целью выявления возможных налоговых последствий. По результатам экспертизы предоставляется письменное заключение, включающее оценку налоговых рисков и рекомендации по их минимизации и управлению. Такая услуга помогает компаниям заранее определить и снизить потенциальные налоговые риски, обеспечивая соответствие сделок требованиям налогового законодательства.
    Наши специалисты также проводят оценку структуры сделок, чтобы обеспечить их соответствие нормативным требованиям и избежать возможных правовых последствий. Данное консультирование по налогообложению предоставляет клиентам возможность снизить налоговую нагрузку и укрепить их финансовую устойчивость, что является неотъемлемой частью успешного налогового планирования.

    Вам может быть интересно

    Добавить комментарий

      * обязательные поля