Любой бизнес – от стартапа до крупного холдинга – должен платить налоги. Если эту обязанность не исполнять вовремя и в полном объеме, можно столкнуться с серьезными неприятностями – от блокировки банковских счетов до банкротства компании с последующей ликвидацией юридического лица. Чтобы этого не произошло, нужно знать, какие налоговые риски есть у бизнеса и как правильно ими управлять, – об этом мы расскажем в нашей статье.
Понятие налоговых рисков
Налоговые риски – это совокупность неблагоприятных финансовых, репутационных и организационных последствий, которые могут наступить, если компания не будет исполнять свои обязательства по уплате налогов.
Недооценивать серьезность таких рисков и их влияние на результат деятельности бизнеса не стоит – халатное отношение к налоговым платежам может стать причиной для проведения внеплановой проверки со стороны налоговых органов. Результаты такой проверки для неподготовленного предпринимателя, скорее всего, окажутся непредсказуемыми: ликвидировать последствия будет гораздо сложнее, чем предотвратить.
Что такое управление рисками
Управление налоговыми рисками группы компаний, как и отдельных небольших предприятий, – это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию налоговых платежей законными способами с целью минимизации вероятности возникновения претензий и требований со стороны налоговых органов.
Как и зачем управлять рисками
Управление рисками – отдельное направление налоговой политики компании. Отказ от его внедрения в абсолютном большинстве случаев влечет за собой возникновение проблем с обязательными платежами и контролирующими органами.
Управлять рисками можно с помощью разных инструментов:
- работа с проверенными поставщиками;
- выбор оптимального налогового режима, соответствующего осуществляемой деятельности и объему получаемой выручки;
- отказ от необоснованного «дробления» бизнеса;
- разработка прозрачной учетной и налоговой политики компании;
- обеспечение полного и качественного документооборота внутри предприятия;
- регулярное проведение аудитов – как собственными силами, так и с участием приглашенных специалистов.
Все перечисленные инструменты управления рисками лучше использовать совместно – ведь только комплексный подход к ведению налогового учета позволяет добиться нужных результатов.
Особенности налоговых рисков
Предпринимательская деятельность является рисковой априори – на это прямо указывает действующее гражданское законодательство (см. п. 1 ст. 2 ГК РФ). Бизнесмену приходится работать на конкурентном рынке, сотрудничать с разными контрагентами (причем далеко не все из них оказываются благонадежными), брать на себя ответственность перед наемными работниками и пр. Каждый из этих рисков имеет свои особенности, о которых нужно знать и которые нужно учитывать.
Налоговые риски не являются исключением – у них также есть определенные особенности, отличающие их от других видов предпринимательских рисков.
- Возможные сложности с их выявлением и оценкой. Чтобы до запуска определенного бизнес-процесса оценить потенциальные последствия от его реализации, потребуется:
- время – чтобы досконально изучить законодательство и правоприменительную практику;
- квалифицированный специалист – который и займется работой с законодательной базой.
- Постоянно изменяющееся законодательство. Например, раньше бизнес, работающий с применением упрощенной системы налогообложения, был освобожден от уплаты НДС. С 1 января 2025 года такая обязанность возникает у компаний, годовой оборот которых превысит отметку в 60 млн рублей. Такие изменения нужно внимательно отслеживать, чтобы необходимость уплаты налога не стала неприятной неожиданностью.
- Пробелы в законодательстве. Урегулировать порядок решения абсолютно всех вопросов на законодательном уровне просто невозможно – поэтому многие спорные ситуации суды трактуют по-разному. Из-за этого и оценить последствия того или иного решения в момент его принятия может быть сложно.
Опытный налоговый консультант из команды RUSTAX учтет перечисленные особенности рисков при работе с бизнесом – это позволит минимизировать возможные убытки, оптимизировать налоговую нагрузку и избежать претензий со стороны контролирующих органов.
Виды рисков
Единой официальной классификации налоговых рисков не существует – разделить их на виды или группы можно по разным критериям.
Например, по источнику происхождения риски могут быть:
- внешними – возникающими в связи с изменением налогового законодательства, волатильностью валютных курсов и пр.;
- внутренними – связанными с ошибками в учете и некорректным формированием отчетности, неправильно выбранной системой налогообложения и пр.
По влиянию на экономический результат деятельности компании:
- финансовые – доначисление налогов, начисление штрафов и пеней, взыскание непогашенной задолженности, отказ в возмещении входящего НДС и пр.;
- нефинансовые – блокировка счетов организации, арест принадлежащего ей имущества, привлечение ответственных лиц к административной и даже уголовной ответственности и пр.
Могут быть и другие критерии деления рисков на категории – в ходе создания системы риск-менеджмента консультант (или иное лицо, на которого руководством или собственником предприятия возложены соответствующие функции) вправе самостоятельно сгруппировать возможные риски так, как ему будет удобно.
Риск-менеджмент, основные задачи и приемы
Риск-менеджмент (или управление рисками) должен быть направлен на решение следующих задач:
- выявление риска;
- его оценка с правовой и экономической точки зрения;
- планирование мероприятий, направленных на минимизацию или полное устранение выявленного риска;
- оценка последствий реализации предлагаемых мероприятий на практике;
- внедрение мероприятий в работу бизнеса путем принятия соответствующего управленческого решения, оформленного в виде приказа, распоряжения или корректировок, вносимых в учетную политику компании;
- контроль и оценка результатов проведенных мероприятий.
Система риск-менеджмента на предприятии должна быть выстроена в качестве полноценного бизнес-процесса, для реализации которого могут использоваться следующие приемы:
- разрешение рисков – то есть их полное избежание (например, отказ от заключения сделки) или передача третьему лицу (например, заключение договора с аудиторской или консалтинговой компанией, по которому ответственность за последствия неверного решения будет нести именно эта организация);
- снижение степени риска – то есть сокращение вероятности его наступления или возможных потерь, которые могут возникнуть у предприятия (например, посредством заключения договоров страхования, создания собственных финансовых резервов, ограничения стоимости сделок, заключаемых с новыми контрагентами, и пр.).
Приемы риск-менеджмента также могут применяться в комплексе: так эффективность работы управления налогами будет выше. Главное, не забывать о том, что чрезмерная осторожность может стать причиной снижения прибыли предприятия.
Методы оценки рисков
Существуют следующие методы оценки налоговых рисков:
- анализ уже имеющейся информации;
- сбор новой информации;
- метод моделирования результатов деятельности компании в заданных условиях;
- самостоятельная оценка уровня риска на основании критериев, используемых налоговиками при проведении выездных проверок, – этот документ находится в открытом доступе и ознакомиться с ним может любой желающий.
Реализуя перечисленные методы оценки, специалист может использовать специальные программные продукты, позволяющие обрабатывать большие объемы данных и осуществлять эффективное налоговое планирование, – например, с их помощью можно построить модель бюджета компании на годы вперед и оценить возможные результаты ее деятельности.
Перспективы развития методов управления налоговыми рисками в будущем
Алгоритмы автоматизации обработки данных могут быть успешно использованы и при управлении рисками налогов уже в ближайшем будущем. Нейросети и искусственный интеллект могут анализировать состояние компании в настоящем и, основываясь на имеющихся сведениях о текущем положении экономики, а также о возможных изменениях в законодательстве, экстраполировать полученные данные на будущие периоды. Эти сведения можно использовать для того, чтобы разработать стратегию налогового планирования и управления рисками и по мере необходимости корректировать ее в процессе работы.