Увеличение доходов и снижение расходов – два краеугольных камня, на которых базируется рост прибыли предприятия, а значит, ее платежеспособность и устойчивое положение на рынке. Снижать расходы можно разными способами – сегодня поговорим о том, как в достижении этой цели юридическому лицу поможет оптимизация налоговой нагрузки.

Оптимизация налоговой нагрузки: что это

Пытаясь сократить расходы за счет снижения обязательных платежей, важно понимать, что налоговая оптимизация бизнеса должна проводиться в строгом соответствии с законодательными требованиями. Сокрытие расходов, фальсификация документов и заключение фиктивных сделок с целью получения налогового возмещения или снижения налоговой базы недопустимы, поскольку такие действия влекут за собой серьезные правовые последствия:

  • доначисление налогов;
  • дополнительные санкции в виде штрафов и пеней;
  • возможное банкротство организации – если средств на погашение обязательств перед ФНС не хватит;
  • уголовную ответственность руководителя и главного бухгалтера;
  • субсидиарную ответственность руководителя и главного бухгалтера, а также иных лиц, осуществляющих фактический контроль над компанией – в том случае, если у компании не хватит собственных средств на то, чтобы рассчитаться с налоговиками и другими кредиторами.

Налоговая оптимизация – это использование легальных инструментов снижения фискальной нагрузки на предприятие. Существуют разные формы ведения бизнеса и разные системы налогообложения – предприниматель должен самостоятельно определить, какой подход будет оптимальным.

Конечно, руководителю (особенно начинающему) во всех нюансах законодательства разобраться сложно:

  • во-первых, для разных видов и масштабов бизнеса существуют разные налоговые режимы – например, как бы ни хотелось предпринимателю с годовым доходом более 60 млн рублей использовать патентную систему налогообложения, ФНС этого сделать не позволит;
  • во-вторых, нужно четко понимать, что запрещено, а что разрешено, – например, нельзя раздробить один бизнес на несколько частей, чтобы сохранить право на применение упрощенного спецрежима;
  • в-третьих, существует огромное количество налоговых льгот и послаблений (причем часто они действуют только на региональном уровне), о существовании которых знают далеко не все предприниматели.

Чтобы действительно эффективно, легально и безопасно оптимизировать налоги, стоит обратиться к специалисту, который знает, как работает законодательство, и умеет применять его на практике.

Основные способы оптимизации налогов

Разработка стратегии налоговой оптимизации – задача не из легких. Комбинаций существующих инструментов уменьшения налогов может быть множество – каждая из них формируется исходя из особенностей конкретного бизнеса или стартапа. На результат работы влияют:

  • форма собственности компании и ее размер;
  • применяемая система налогообложения;
  • правила ведения учета, отраженные в учетной политике компании;
  • применяемые налоговые льготы;
  • качество проверки контрагентов на начальном этапе сотрудничества;
  • правила трудоустройства работников и пр.

О том, как каждый из перечисленных факторов влияет на налоговую нагрузку организации, расскажем подробнее.

Выбираем организационную форму

Выбор формы зависит от того, чем предприниматель планирует заниматься и стоит ли перед ним задача масштабирования бизнеса. Например, индивидуальному предпринимателю проще пользоваться деньгами – он может не разграничивать средства компании и личные сбережения. Юридическое лицо таких вольностей себе позволить не может.

А еще важно помнить о том, что ИП доступны далеко не все виды деятельности, – например, для того чтобы торговать алкоголем, понадобится не только лицензия, но и статус юридического лица.

Выбираем системы налогообложения

Законодательство позволяет бизнесу применять разные подходы к налогообложению. Основной налоговый режим – ОСН, или общая система налогообложения, – доступен любому бизнесу: но при этом он требует ведения сложного учета и уплаты большого количества налогов. Предприниматели, которые работают на ОСН, платят НДС, налог на прибыль организаций, земельный и транспортный налоги и пр.

Малые и средние предприятия могут отказаться от применения ОСН в пользу одного из налоговых специальных режимов. Например, можно перейти на «упрощенку» (упрощенную систему налогообложения, или УСН), чтобы платить только один налог – 6 % от дохода или 15 % от разницы между доходами и расходами. А можно приобрести патент – заранее оплатить налог в размере, установленном региональными властями, и не тратить время и силы на то, чтобы ежеквартально рассчитываться с налоговиками.

При этом важно понимать, что при достижении определенного годового оборота или штатной численности сотрудников предприниматель лишается права на использование спецрежимов, – главное, этот момент не пропустить и вовремя начать вести учет по правилам, установленным для ОСН.

Структурируем бизнес правильно

Структуризация бизнеса должна проводиться легально – можно создавать филиалы и обособленные подразделения, объединять несколько компаний в холдинги и пр. Искусственное разделение бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки является незаконным. Федеральная налоговая служба выявит схемы дробления, что приведет к доначислению налогов, начислению штрафов и пени. Подобные финансовые последствия могут оказаться критическими даже для наиболее устойчивых компаний.

Наглядное тому подтверждение – многочисленные громкие дела, заведенные в отношении блогеров, которые открывали разные ИП на себя и своих родственников. Все для того, чтобы платить меньше налогов, – очередной ИП регистрировался после того, как предыдущий утрачивал право на применение УСН и должен был перейти на ОСН с возникновением обязательств по уплате НДС и других налогов.

Разрабатываем грамотную учетную политику

Учетная политика – это локальный документ предприятия, который определяет порядок ведения учета, оформления документов, распределения расходов и пр. Правильное оформление всех учетных операций позволит сформировать полную налоговую базу, корректно рассчитать и начислить налог и найти возможные пути его уменьшения. К примерам возможных путей уменьшения налога относятся:

  • применение специальных налоговых режимов;
  • использование налоговых льгот и вычетов;
  • оптимизация налога на добавленную стоимость (НДС);
  • учет расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
  • применение ускоренной амортизации и амортизационной премии;
  • использование лизинга;
  • региональные налоговые льготы.

Используем налоговые льготы – корректно и эффективно

Для организаций, осуществляющих деятельность в отдельных отраслях и на определенных территориях, действующим законодательством предусмотрены определенные налоговые льготы. Например, существуют территории опережающего социально-экономического развития, резиденты которых в течение первых 10 лет своей работы могут:

  • платить сниженные страховые взносы и налог на прибыль организаций;
  • налог на имущество организаций и земельный налог не платить вообще.

А для IT-компаний ставка налога на прибыль до 2030 года будет сохраняться на уровне 5 % – причем совершенно неважно, в каком именно регионе эта компания зарегистрирована. В отношении страховых взносов также действуют льготы – например, компании-разработчики могут снизить их вообще до нулевой отметки.

Проверяем контрагентов

Сделки, заключенные с компаниями-однодневками, могут дорого обойтись компании. В «лучшем» случае расходы на оплату их услуг налоговая может просто не принять – соответственно, предприятие не сможет уменьшить налоговую базу. В худшем – руководство предприятия может быть обвинено в преднамеренном выводе активов и создании искусственного ухудшения финансового состояния организации, что, в случае банкротства, может стать основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Поэтому новых контрагентов стоит проверять предельно внимательно и при малейших сомнениях отказываться от сотрудничества.

Подбираем персонал и привлекаем самозанятых для оказания услуг

Каждый наемный работник дорого обходится компании – несмотря на то что НДФЛ формально удерживается с зарплаты, в бюджет его перечисляет работодатель. Дополнительно компании приходится платить социальные отчисления, размер которых в общей сложности достигает 30 % от заработка работника.

Заключая договор гражданско-правового характера с ИП или самозанятым, работодатель избавляется от необходимости уплаты страховых взносов – а значит, может сократить свои расходы. Но тут существуют риски – если налоговая признает такие отношения трудовыми, доначислит и НДФЛ, и взносы, а еще и оштрафует за нарушение законодательства.

Механизмов, позволяющих оптимизировать налоговую нагрузку, множество, и перечислить их все просто невозможно. Выбрать подходящий стоит после консультации со специалистом – он поможет не допустить ошибок и существенно сэкономить на налогах, оставаясь при этом в рамках правового поля.

123112 Россия Москва Москва набережная Пресненская, дом 10, строение 2, эт. 18, пом. 169
8 (499) 444-18-74

Иван Лузан

Подробнее об авторе

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

    Поделиться:
    Оценить материал:
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
    (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Услуги

    Структурирование и налоговая оптимизация бизнеса

    Современный бизнес часто сталкивается с высокой налоговой нагрузкой и рисками. В условиях постоянно меняющегося законодательства важно иметь возможность использовать налоговые льготы и оптимально структурировать сделки и активы. Профессиональная консультация поможет снизить налоговую нагрузку, что напрямую повлияет на прибыль вашей организации.

    Экспертиза мер государственной поддержки

    Поможем найти оптимальные варианты использования налоговых и неналоговых мер государственной поддержки. Подготовим заключение-дорожную карту с доступными мерами на федеральном и региональном уровнях с расчетом экономического эффекта и возможными вариантами их совместимости.

    Сопровождение в получении мер поддержки

    Сопроводим процедуру подачи заявки и комплекта документов с целью получения и дальнейшего применения налоговых льгот и мер государственной поддержки бизнеса. Окажем юридическое сопровождение и консультирование, проведем рабочие встречи с уполномоченными органами.

    Налоговое консультирование по вопросам российского законодательства

    Наша компания осуществляет профессиональное налоговое консультирование по вопросам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, охватывая все аспекты российского налогового законодательства. Специалисты компании анализируют каждый запрос клиента, чтобы предложить наиболее эффективные решения в сфере налогового планирования и минимизации налоговых рисков. Наша организация работает с различными отраслями, включая земельный сектор, общепит, металлургию, химическое производство, добывающую промышленность и другие сферы бизнеса. Благодаря глубокому пониманию законодательства, мы предоставляем клиентам юридическую консультацию по налогам, что позволяет избежать возможных правовых сложностей и оптимизировать налоговую нагрузку.
    Для бизнеса в Москве и других регионах страны мы разрабатываем индивидуальные рекомендации, адаптированные к потребностям конкретной компании, и даем экспертные консультации по налогам в виде развернутого письменного заключения.

    Вам может быть интересно

    Добавить комментарий

      * обязательные поля