Увеличение доходов и снижение расходов – два краеугольных камня, на которых базируется рост прибыли предприятия, а значит, ее платежеспособность и устойчивое положение на рынке. Снижать расходы можно разными способами – сегодня поговорим о том, как в достижении этой цели юридическому лицу поможет оптимизация налоговой нагрузки.
Оптимизация налоговой нагрузки: что это
Пытаясь сократить расходы за счет снижения обязательных платежей, важно понимать, что налоговая оптимизация бизнеса должна проводиться в строгом соответствии с законодательными требованиями. Сокрытие расходов, фальсификация документов и заключение фиктивных сделок с целью получения налогового возмещения или снижения налоговой базы недопустимы, поскольку такие действия влекут за собой серьезные правовые последствия:
- доначисление налогов;
- дополнительные санкции в виде штрафов и пеней;
- возможное банкротство организации – если средств на погашение обязательств перед ФНС не хватит;
- уголовную ответственность руководителя и главного бухгалтера;
- субсидиарную ответственность руководителя и главного бухгалтера, а также иных лиц, осуществляющих фактический контроль над компанией – в том случае, если у компании не хватит собственных средств на то, чтобы рассчитаться с налоговиками и другими кредиторами.
Налоговая оптимизация – это использование легальных инструментов снижения фискальной нагрузки на предприятие. Существуют разные формы ведения бизнеса и разные системы налогообложения – предприниматель должен самостоятельно определить, какой подход будет оптимальным.
Конечно, руководителю (особенно начинающему) во всех нюансах законодательства разобраться сложно:
- во-первых, для разных видов и масштабов бизнеса существуют разные налоговые режимы – например, как бы ни хотелось предпринимателю с годовым доходом более 60 млн рублей использовать патентную систему налогообложения, ФНС этого сделать не позволит;
- во-вторых, нужно четко понимать, что запрещено, а что разрешено, – например, нельзя раздробить один бизнес на несколько частей, чтобы сохранить право на применение упрощенного спецрежима;
- в-третьих, существует огромное количество налоговых льгот и послаблений (причем часто они действуют только на региональном уровне), о существовании которых знают далеко не все предприниматели.
Чтобы действительно эффективно, легально и безопасно оптимизировать налоги, стоит обратиться к специалисту, который знает, как работает законодательство, и умеет применять его на практике.
Основные способы оптимизации налогов
Разработка стратегии налоговой оптимизации – задача не из легких. Комбинаций существующих инструментов уменьшения налогов может быть множество – каждая из них формируется исходя из особенностей конкретного бизнеса или стартапа. На результат работы влияют:
- форма собственности компании и ее размер;
- применяемая система налогообложения;
- правила ведения учета, отраженные в учетной политике компании;
- применяемые налоговые льготы;
- качество проверки контрагентов на начальном этапе сотрудничества;
- правила трудоустройства работников и пр.
О том, как каждый из перечисленных факторов влияет на налоговую нагрузку организации, расскажем подробнее.
Выбираем организационную форму
Выбор формы зависит от того, чем предприниматель планирует заниматься и стоит ли перед ним задача масштабирования бизнеса. Например, индивидуальному предпринимателю проще пользоваться деньгами – он может не разграничивать средства компании и личные сбережения. Юридическое лицо таких вольностей себе позволить не может.
А еще важно помнить о том, что ИП доступны далеко не все виды деятельности, – например, для того чтобы торговать алкоголем, понадобится не только лицензия, но и статус юридического лица.
Выбираем системы налогообложения
Законодательство позволяет бизнесу применять разные подходы к налогообложению. Основной налоговый режим – ОСН, или общая система налогообложения, – доступен любому бизнесу: но при этом он требует ведения сложного учета и уплаты большого количества налогов. Предприниматели, которые работают на ОСН, платят НДС, налог на прибыль организаций, земельный и транспортный налоги и пр.
Малые и средние предприятия могут отказаться от применения ОСН в пользу одного из налоговых специальных режимов. Например, можно перейти на «упрощенку» (упрощенную систему налогообложения, или УСН), чтобы платить только один налог – 6 % от дохода или 15 % от разницы между доходами и расходами. А можно приобрести патент – заранее оплатить налог в размере, установленном региональными властями, и не тратить время и силы на то, чтобы ежеквартально рассчитываться с налоговиками.
При этом важно понимать, что при достижении определенного годового оборота или штатной численности сотрудников предприниматель лишается права на использование спецрежимов, – главное, этот момент не пропустить и вовремя начать вести учет по правилам, установленным для ОСН.
Структурируем бизнес правильно
Структуризация бизнеса должна проводиться легально – можно создавать филиалы и обособленные подразделения, объединять несколько компаний в холдинги и пр. Искусственное разделение бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки является незаконным. Федеральная налоговая служба выявит схемы дробления, что приведет к доначислению налогов, начислению штрафов и пени. Подобные финансовые последствия могут оказаться критическими даже для наиболее устойчивых компаний.
Наглядное тому подтверждение – многочисленные громкие дела, заведенные в отношении блогеров, которые открывали разные ИП на себя и своих родственников. Все для того, чтобы платить меньше налогов, – очередной ИП регистрировался после того, как предыдущий утрачивал право на применение УСН и должен был перейти на ОСН с возникновением обязательств по уплате НДС и других налогов.
Разрабатываем грамотную учетную политику
Учетная политика – это локальный документ предприятия, который определяет порядок ведения учета, оформления документов, распределения расходов и пр. Правильное оформление всех учетных операций позволит сформировать полную налоговую базу, корректно рассчитать и начислить налог и найти возможные пути его уменьшения. К примерам возможных путей уменьшения налога относятся:
- применение специальных налоговых режимов;
- использование налоговых льгот и вычетов;
- оптимизация налога на добавленную стоимость (НДС);
- учет расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
- применение ускоренной амортизации и амортизационной премии;
- использование лизинга;
- региональные налоговые льготы.
Используем налоговые льготы – корректно и эффективно
Для организаций, осуществляющих деятельность в отдельных отраслях и на определенных территориях, действующим законодательством предусмотрены определенные налоговые льготы. Например, существуют территории опережающего социально-экономического развития, резиденты которых в течение первых 10 лет своей работы могут:
- платить сниженные страховые взносы и налог на прибыль организаций;
- налог на имущество организаций и земельный налог не платить вообще.
А для IT-компаний ставка налога на прибыль до 2030 года будет сохраняться на уровне 5 % – причем совершенно неважно, в каком именно регионе эта компания зарегистрирована. В отношении страховых взносов также действуют льготы – например, компании-разработчики могут снизить их вообще до нулевой отметки.
Проверяем контрагентов
Сделки, заключенные с компаниями-однодневками, могут дорого обойтись компании. В «лучшем» случае расходы на оплату их услуг налоговая может просто не принять – соответственно, предприятие не сможет уменьшить налоговую базу. В худшем – руководство предприятия может быть обвинено в преднамеренном выводе активов и создании искусственного ухудшения финансового состояния организации, что, в случае банкротства, может стать основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Поэтому новых контрагентов стоит проверять предельно внимательно и при малейших сомнениях отказываться от сотрудничества.
Подбираем персонал и привлекаем самозанятых для оказания услуг
Каждый наемный работник дорого обходится компании – несмотря на то что НДФЛ формально удерживается с зарплаты, в бюджет его перечисляет работодатель. Дополнительно компании приходится платить социальные отчисления, размер которых в общей сложности достигает 30 % от заработка работника.
Заключая договор гражданско-правового характера с ИП или самозанятым, работодатель избавляется от необходимости уплаты страховых взносов – а значит, может сократить свои расходы. Но тут существуют риски – если налоговая признает такие отношения трудовыми, доначислит и НДФЛ, и взносы, а еще и оштрафует за нарушение законодательства.
Механизмов, позволяющих оптимизировать налоговую нагрузку, множество, и перечислить их все просто невозможно. Выбрать подходящий стоит после консультации со специалистом – он поможет не допустить ошибок и существенно сэкономить на налогах, оставаясь при этом в рамках правового поля.