Трансфертное ценообразование (ТЦО) может использоваться в качестве инструмента снижения налоговой нагрузки на юридическое лицо. Однако делать этого не стоит – налоговые органы контролируют те компании, которые применяют такое ценообразование, и в случае выявления нарушений доначисляют налоги, опираясь на рыночные цены товаров, работ или услуг, ставших предметом заключенного контракта. О том, что такое ТЦО, как ФНС России контролирует соответствие цен рыночному уровню и какие последствия наступают для компаний, нарушивших положения налогового законодательства, расскажем подробнее.
Понятие трансфертного ценообразования и его регулирование в РФ
Трансфертное ценообразование – это механизм установления цен в сделках, заключаемых между взаимозависимыми лицами: например, между участниками одной и той же группы компаний. С целью снижения налога на прибыль такие компании могут заключить контракт по цене ниже рынка, нарушая тем самым нормы налогового законодательства. Чтобы этого не произошло, такие сделки подлежат обязательному контролю со стороны налоговых органов.
Контролируемые сделки – это договоры, заключенные между взаимозависимыми лицами: часто их целью является снижение налоговой нагрузки, что влечет за собой сокращение размера доходов, поступающих в бюджеты от налогоплательщиков. Государство регулирует трансфертные цены – для этого ФНС России определяет соответствие этих цен рыночному уровню.
Методы определения соответствия цен рыночному уровню
С целью определения соответствия трансфертных цен рыночному уровню ФНС России использует следующие методы ТЦО.
- Метод сопоставимых рыночных цен – основан на сравнении цены заключенного контракта с ценами аналогичных сделок, заключенных другими участниками рынка.
- Метод цены последующей реализации – направлен на вычисление валовой рентабельности, которую участник контролируемой сделки получит после перепродажи приобретенного им товара, и сравнение полученного показателя с рыночными значениями.
- Затратный метод – направлен на расчет себестоимости продукта с целью определения доли прибыли в его контрактной цене и сопоставления этого показателя со средним уровнем по отрасли.
- Метод сопоставимой рентабельности – заключается в сопоставлении операционной рентабельности продукта, который является предметом договора, с аналогичным отраслевым показателем. То, какая именно рентабельность (продаж, затрат, коммерческих или управленческих расходов и пр.) будет выбрана для анализа, зависит от вида деятельности, осуществляемой сторонами соглашения.
- Метод распределения прибыли – заключается в сопоставлении фактического распределения полученной прибыли между сторонами сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок, заключаемых в той же отрасли относительно аналогичных предметов. При этом важно определить вклад каждой из сторон контракта в совокупную прибыль, полученную в результате его заключения.
На практике чаще всего используется метод сопоставимых рыночных цен – получить необходимые данные для анализа в этом случае проще всего. Для его реализации достаточно определить минимальную и максимальную рыночную цены и проверить, попадает ли цена контролируемого соглашения в этот интервал.
Контролируемые сделки и документация
Контролируемыми могут быть признаны сделки, заключенные компанией с одним и тем же контрагентом, если их общая сумма превышает установленное законом пороговое значение. Так, для российских налогоплательщиков-резидентов общая сумма контрактов должна составлять не менее 1 млрд рублей в год – кроме того, должно соблюдаться любое из следующих условий:
- контрагенты используют разные ставки налога на прибыль;
- один из участников сделки занимается добычей полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья на новом морском месторождении;
- один из участников соглашения использует особый режим налогообложения или пользуется правом на освобождение от уплаты налога на прибыль (или использует инвестиционный вычет при расчете размера этого налога).
Если стороной контракта является зарубежное юридическое лицо, годовой оборот, при котором сделку могут признать контролируемой, снижается до 120 млн рублей. При этом дополнительно он должен соответствовать хотя бы одному из перечисленных критериев:
- предметом договора является нефть, драгоценности или минеральные удобрения;
- одна из сторон сделки зарегистрирована в офшорной зоне;
- сделка является частью цепочки соглашений, некоторые участники которых не принимают на себя никаких рисков, не имеют важных активов и не несут значимую функцию в этой цепочке.
Для обоснования трансфертных цен по требованию налоговых органов налогоплательщики должны представлять соответствующую документацию. Документы должны быть составлены в унифицированной форме, а если такая форма законом не предусмотрена – то в произвольной форме.
Налоговые риски и ответственность за нарушения
Нарушение требований налогового законодательства в части применения ТЦО влечет за собой возникновение следующих последствий:
- доначисление налогов на сумму уменьшения налоговой базы, возникшего вследствие занижения цен при трансфертном ценообразовании;
- взыскание штрафа в размере суммы неуплаты, но не менее 500 000 рублей – если одним из участников сделки является лицо, не имеющее статуса налогового резидента России;
- взыскание штрафа в размере 40 % от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. рублей – если оба участника сделки являются налоговыми резидентами РФ.
Доначисление налогов в совокупности с дополнительными штрафными санкциями может серьезно ударить по бюджету компании. В сфере трансфертного ценообразования суммы доначислений особенно велики, поскольку ФНС России пересчитывает всю выручку компании по рыночным ценам, если сделка признана несоответствующей требованиям. Поэтому, заключая сделку, имеющую признаки контролируемой, важно самостоятельно сопоставить ее цену с ценами аналогичных сделок, заключаемых в той же отрасли. Также следует подготовить все документы, подтверждающие обоснованность этой цены, – если налоговая пришлет требование об их предоставлении, ответить на него будет гораздо проще. Специалисты компании RUSTAX готовы помочь в расчете экономически обоснованных цен при заключении контролируемых сделок, а также в подготовке всей необходимой сопроводительной документации.
Соблюдение требований налогового законодательства является залогом правильного и прозрачного налогообложения – вероятность возникновения налоговых рисков при этом сводится практически к нулю. Данное направление в настоящее время крайне актуально: законодательство в сфере налогового контроля трансфертного ценообразования активно развивается. Применение корректных методов ТЦО является одним из эффективных инструментов налоговой политики компании, заключающей контролируемые сделки, – правильно рассчитанные цены минимизируют вероятность возникновения требований со стороны налоговых органов и последующих штрафных санкций.