Принимая решение о вложении средств в какой-либо бизнес, инвестор должен иметь полное представление об объекте инвестирования: его финансовом состоянии, коммерческой привлекательности, материально-техническом оснащении и положении на рынке. Для оценки этих факторов проводится комплекс мероприятий под названием Due Diligence («дью дилидженс»). О том, когда и как проходит эта процедура, и какую информацию она позволяет получить, расскажем подробнее.
Кто заказчик процедуры?
Заказчиком процедуры Due Diligence является инвестор, который планирует вложить собственные средства в развитие бизнеса, принадлежащего третьим лицам. Кроме того, в результатах процедуры обычно заинтересованы собственники и топ-менеджеры компании, в отношении которой проводится проверка: это позволяет оценить инвестиционную привлекательность бизнеса, а также выявить возможные риски и предотвратить их возникновение.
В каких случаях проводится процедура Due Diligence?
Результаты проведенной проверки позволяют оценить финансовое состояние бизнеса, поэтому ситуации, в которых без нее не обойтись, бывают разными. Обычно проведение Due Diligence необходимо в следующих случаях:
- перед инвестированием средств в действующий бизнес;
- перед принятием решения о масштабировании собственного дела путем слияния или поглощения другого бизнеса;
- при смене состава топ-менеджмента фирмы;
- при необходимости решения корпоративных споров – в том числе и в судебном порядке;
- при снижении эффективности деятельности компании – уменьшении размера чистой прибыли или получении убытков и пр.
Проверка позволяет получить оперативные данные о состоянии компании и снизить основные предпринимательские риски, с которыми могут столкнуться как собственники и управленцы, так и инвесторы, которые только планируют вложить свои средства в бизнес.
Какие риски можно исключить с помощью Due Diligence?
Оценив данные, полученные по результатам проверки, можно выявить и исключить следующие риски:
- юридические;
- налоговые;
- риск утраты активов, принадлежащих компании;
- риск возникновения корпоративных споров;
- риск привлечения к ответственности как самой компании, так и представляющих ее должностных лиц и пр.
Приведенный перечень рисков не является исчерпывающим – по результатам аудита можно выявить и другие «слабые места» бизнеса, оказывающие негативное влияние на его эффективность или способные снизить ее в будущем.
Основные виды Due Diligence
Процедура Due Diligence законом не регламентирована, поэтому четких критериев, по которым ее можно было бы разделить на категории, не существует. Условно, в зависимости от того, какую информацию нужно получить по итогам проверки, выделяют «дью дилидженс» следующих видов:
- операционный – изучается общая информация о деятельности компании;
- юридический – анализируется локальная нормативная документация предприятия, проверяются сделки с контрагентами, оценивается законность всех процессов, протекающих в бизнесе;
- налоговый – проверяется правильность ведения налогового учета, оценивается налоговая нагрузка на предприятие, выявляются риски возникновения претензий и требований со стороны ФНС;
- маркетинговый – изучается положение компании на рынке, оцениваются конкуренты и имеющиеся преимущества перед ними;
- финансовый – проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компании, оценка основных показателей эффективности ее работы.
Комплекс мероприятий может включать в себя разные виды Due Diligence – в том числе и все перечисленные. Чем больше направлений охватит эксперт, тем полнее будет описание состояния бизнеса – а, значит, тем более точные выводы можно будет сделать.
Алгоритм проведения
Процедура проведения Due Diligence обычно состоит из следующих основных этапов.
Изучение информации о компании, оценка ее положения на рынке
На этом этапе эксперт знакомится с компанией – выясняет, в какой сфере она работает, с какими контрагентами взаимодействует, определяет круг ее клиентов и конкурентов. Часто анализируется информация из открытых источников – это позволяет дать оценку репутации компании на рынке.
Сбор и анализ данных, характеризующих деятельность компании
Следующий этап работы предполагает детальное изучение документов, предоставленных представителями бизнеса. Эксперт оценивает:
- финансовую отчетность;
- контракты, заключенные с контрагентами;
- корпоративную документацию, регламентирующую порядок осуществления внутренних процессов в фирме;
- отчеты о проведенных рыночных исследованиях;
- правоустанавливающие документы на материальные и нематериальные активы, принадлежащие компании;
- технические отчеты и пр.
Полученная информация позволяет оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности компании, устойчивость ее положения на рынке, выявить возможные юридические риски – в том числе, например, вероятность банкротства бизнеса в ближайшее время.
Составление отчета по результатам проведения процедуры
Собранная информация аккумулируется в краткое заключение, которое обычно состоит из следующих основных разделов:
- введение;
- общие сведения о компании;
- информация о ее организационной структуре;
- финансовое состояние бизнеса;
- расчет стоимости чистых активов;
- сведения о движении денежных средств;
- основные риски – налоговые, правовые, конкурентные и пр.;
- заключение.
Из отчета инвестору становится понятно – стоит ли вкладывать деньги в изучаемый бизнес. Если заказчиком услуги был сам собственник компании или ее высшее руководство, из отчета они узнают, какие риски есть у бизнеса, на что обратить внимание и что делать, чтобы избежать негативных последствий или хотя бы минимизировать их.