Принимая решение о вложении средств в какой-либо бизнес, инвестор должен иметь полное представление об объекте инвестирования: его финансовом состоянии, коммерческой привлекательности, материально-техническом оснащении и положении на рынке. Для оценки этих факторов проводится комплекс мероприятий под названием Due Diligence («дью дилидженс»). О том, когда и как проходит эта процедура, и какую информацию она позволяет получить, расскажем подробнее.

Кто заказчик процедуры?

Заказчиком процедуры Due Diligence является инвестор, который планирует вложить собственные средства в развитие бизнеса, принадлежащего третьим лицам. Кроме того, в результатах процедуры обычно заинтересованы собственники и топ-менеджеры компании, в отношении которой проводится проверка: это позволяет оценить инвестиционную привлекательность бизнеса, а также выявить возможные риски и предотвратить их возникновение.

В каких случаях проводится процедура Due Diligence?

Результаты проведенной проверки позволяют оценить финансовое состояние бизнеса, поэтому ситуации, в которых без нее не обойтись, бывают разными. Обычно проведение Due Diligence необходимо в следующих случаях:

  • перед инвестированием средств в действующий бизнес;
  • перед принятием решения о масштабировании собственного дела путем слияния или поглощения другого бизнеса;
  • при смене состава топ-менеджмента фирмы;
  • при необходимости решения корпоративных споров – в том числе и в судебном порядке;
  • при снижении эффективности деятельности компании – уменьшении размера чистой прибыли или получении убытков и пр.

Проверка позволяет получить оперативные данные о состоянии компании и снизить основные предпринимательские риски, с которыми могут столкнуться как собственники и управленцы, так и инвесторы, которые только планируют вложить свои средства в бизнес.

Какие риски можно исключить с помощью Due Diligence?

Оценив данные, полученные по результатам проверки, можно выявить и исключить следующие риски:

  • юридические;
  • налоговые;
  • риск утраты активов, принадлежащих компании;
  • риск возникновения корпоративных споров;
  • риск привлечения к ответственности как самой компании, так и представляющих ее должностных лиц и пр.

Приведенный перечень рисков не является исчерпывающим – по результатам аудита можно выявить и другие «слабые места» бизнеса, оказывающие негативное влияние на его эффективность или способные снизить ее в будущем.

Основные виды Due Diligence

Процедура Due Diligence законом не регламентирована, поэтому четких критериев, по которым ее можно было бы разделить на категории, не существует. Условно, в зависимости от того, какую информацию нужно получить по итогам проверки, выделяют «дью дилидженс» следующих видов:

  • операционный – изучается общая информация о деятельности компании;
  • юридический – анализируется локальная нормативная документация предприятия, проверяются сделки с контрагентами, оценивается законность всех процессов, протекающих в бизнесе;
  • налоговый – проверяется правильность ведения налогового учета, оценивается налоговая нагрузка на предприятие, выявляются риски возникновения претензий и требований со стороны ФНС;
  • маркетинговый – изучается положение компании на рынке, оцениваются конкуренты и имеющиеся преимущества перед ними;
  • финансовый – проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компании, оценка основных показателей эффективности ее работы.

Комплекс мероприятий может включать в себя разные виды Due Diligence – в том числе и все перечисленные. Чем больше направлений охватит эксперт, тем полнее будет описание состояния бизнеса – а, значит, тем более точные выводы можно будет сделать.

Алгоритм проведения

Процедура проведения Due Diligence обычно состоит из следующих основных этапов.

Изучение информации о компании, оценка ее положения на рынке

На этом этапе эксперт знакомится с компанией – выясняет, в какой сфере она работает, с какими контрагентами взаимодействует, определяет круг ее клиентов и конкурентов. Часто анализируется информация из открытых источников – это позволяет дать оценку репутации компании на рынке.

Сбор и анализ данных, характеризующих деятельность компании

Следующий этап работы предполагает детальное изучение документов, предоставленных представителями бизнеса. Эксперт оценивает:

  • финансовую отчетность;
  • контракты, заключенные с контрагентами;
  • корпоративную документацию, регламентирующую порядок осуществления внутренних процессов в фирме;
  • отчеты о проведенных рыночных исследованиях;
  • правоустанавливающие документы на материальные и нематериальные активы, принадлежащие компании;
  • технические отчеты и пр.

Полученная информация позволяет оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности компании, устойчивость ее положения на рынке, выявить возможные юридические риски – в том числе, например, вероятность банкротства бизнеса в ближайшее время.

Составление отчета по результатам проведения процедуры

Собранная информация аккумулируется в краткое заключение, которое обычно состоит из следующих основных разделов:

  • введение;
  • общие сведения о компании;
  • информация о ее организационной структуре;
  • финансовое состояние бизнеса;
  • расчет стоимости чистых активов;
  • сведения о движении денежных средств;
  • основные риски – налоговые, правовые, конкурентные и пр.;
  • заключение.

Из отчета инвестору становится понятно – стоит ли вкладывать деньги в изучаемый бизнес. Если заказчиком услуги был сам собственник компании или ее высшее руководство, из отчета они узнают, какие риски есть у бизнеса, на что обратить внимание и что делать, чтобы избежать негативных последствий или хотя бы минимизировать их.

123112 Россия Москва Москва набережная Пресненская, дом 10, строение 2, эт. 18, пом. 169
8 (499) 444-18-74

Алексей Ушмодин

Подробнее об авторе

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

    Оставьте Ваше имя и номер телефона для связи

    Поделиться:
    Оценить материал:
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Загрузка...

    Вам может быть интересно

    Добавить комментарий

      * обязательные поля